PJ: Behind the darkness.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PJ: Behind the darkness. » information » Monsters: для непосявщенных


Monsters: для непосявщенных

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

ХАРИБДА

Олицетворенное представление всепоглощающей морской пучины (этимологически Харибда означает «водоворот», хотя есть и иные толкования этого слова). В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полета стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Скиллы.
В древнейших мифологических сказаниях Харибда едва ли играла какую-либо роль; позднее она была названа дочерью Посейдона и Геи.
Географически местопребывание Харибды и Скиллы приурочивалось древними к Мессенскому проливу, причём Харибда помещалась в сицилийской части пролива под Пелорским мысом, а Скилла на противоположном мысе (в Бруттии, близ Регия), носившем в историческое время её имя (лат. Scyllaeum promontorium, др.-греч. Σκύλλαιον). При этом обращает на себя внимание несоответствие фантастического описания сказочного опасного пролива у Гомера с действительным характером Мессенского пролива, который представляется далеко не столь опасным для мореплавателей.
Кроме мессенской Харибды, в древности под именем Харибды были известны пропасть, в которой исчезало на некотором протяжении течение реки Оронта в Сирии, между Антиохией и Апамеей, и водоворот близ Гадиры в Испании.

0

2

ХИМЕРА

В греческой мифологии - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле — необоснованная, несбыточная мечта.
Вскормил её ликиец Амисодар. Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Илиады». Там написано, что она была божественного происхождения — перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь.
Голова льва, брюхо козы и хвост змеи — таково самое естественное её описание, содержащееся у Гомера, однако «Теогония» Гесиода приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V веком. Посредине хребта у неё козья голова, на одном конце змеиная, на другом — львиная. Либо это чудовище о трёх головах на одном теле.
Убил её, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка, который поразил её стрелой из лука. Она упала на Алейские равнины.
В шестой песне «Энеиды» снова появляется «огнедышащая Химера»; комментатор Сервий Гонорат отмечает, что, по мнению всех авторитетных учёных, чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. Согласно Страбону, ущелье Химера в Ликии находилось между горами Краг и Антикраг. Ныне этим местом считают район близ турецкой деревни Чирали (тур. Çıralı), где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения.
По интерпретации, это вероломная женщина, у которой было два брата: Лев и Дракон. По другим, это гора, от которой отражались солнечные лучи, а Беллерофонт разрубил её. По ещё одной интерпретации, это начальник пиратского корабля по имени Химар, у которого на носу изображение льва, а на корме дракон, а посередине — змеи.

0

3

ЭРИНИИ

В древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии. По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана; либо дочери Тьмы (Скотоса). По Эпимениду, дочери Кроноса. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий. Согласно орфикам, это девять дочерей Зевса Хтония и Персефоны. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч.
У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница. Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей. Их пещера на склоне афинского акрополя. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа.
Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию). Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (от др.-греч. Εὐμενίδες, то есть милостивые, благосклонные). Евмениды у Эсхила отождествляются с Мойрами.

0

4

КОНИ ДИОМЕДА

В древнегреческой мифологии кони Диомеда, царя бистонов, жившего во Фракии. Эти кони были невероятно прекрасными животными, и никакие путы не могли удержать их, поэтому животные были прикованы цепями в стойлах. Кормил же царь своих животных человеческим мясом. Микенский царь Эврисфей велел Гераклу (Геркулесу) доставить в Микены дивных коней Диомеда. Герою удалось завладеть конями и увести их на свой корабль. Но на берегу Геракла настиг Диомед со своими воинами. Сыну Зевса пришлось вступить в схватку с бистонским царём и его воинством. Геракл победил.
Но когда герой вернулся на корабль, его ждала ужасная новость. За время битвы кони растерзали любимца Геракла, сына Гермеса, Абдера, которому герой поручил охрану чудесных коней. Сын Зевса похоронил своего любимца с великими почестями, а рядом с могилой основал город, названный Абдерой. Когда коней доставили Эврисфею, микенский царь велел выпустить их на волю. Дикие кони убежали в горы, где были растерзаны дикими животными.

0

5

ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ

Огромный кабан, живший на горе Эриманфе и опустошавший окрестности города Псофиды в Аркадии. Микенский царь Еврисфей велел Гераклу (Геркулесу) победить эриманфского кабана. Геракл преследовал его, загоняя в глубокий снег, связал и принес в Микены. Изображение охоты находилось в Олимпии среди всех 12 подвигов. Герой справился с этим заданием, но по пути к месту обитания зверя приключилось несчастье. Жители Ким в стране опиков говорили, что у них в храме Аполлона лежали клыки вепря.

0

6

ЭМПУСА

Женщина - демон, мифическое существо с ослиными ногами, напоминающее вампира (упыря), высасывающего по ночам кровь у спящего человека.
Эмпуса считалась ночным духом, принадлежавшим к так называемым Мормоликам — Акко, Алфито и Горго — и Ламиям. Эмпуса находилась в свите богини Гекаты, которая посылала Эмпусу, принимавшую различные образы, пугать людей, преимущественно женщин и детей. Эмпуса принимала вид коров, собак или прекрасных дев. Изменяла свой вид на тысячу ладов.
По существовавшим повериям, Эмпуса часто уносила маленьких детей, а по своей принадлежности к мормоликам, существам не знавшим наслаждений любви, высасывала кровь у красивых юношей, являясь им в образе прелестной женщины, причём, насытившись кровью, нередко пожирала их мясо. Эмпусе, в существование которой верили только дети и женщины, были родственны также Эринии и Эвмениды, получившие не только широкое распространение, но и культ. По описанию Аристофана, это чудовище в Аиде, собака, одна её нога медная, другая из навоза.

0

7

ЕХИДНА

Исполинская полуженщина-полузмея. Дочь Форкия и Кето, жившая под землёй в киликийских Аримах, либо дочь Тартара и Геи, либо дочь Перанта и Стикс, либо дочь Фанета. Сестра и жена Тифона, мать двуглавого пса Орфа, трехглавого Кербера, Лернейской гидры, Немейского льва (от Тифона или Орфа), Химеры, Сфинги, Колхидского Дракона (по версии) и Эфона (орла Зевса, клевавшего печень Прометея). Изображалась в виде женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, совмещая в себе красоту и свирепый характер. Именуется стоглавой. Похищала путников. Согласно Пиндару, она прогрызлась на свет из утробы матери. С ехидной сравнивал Гая Калигулу Тиберий. В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом. Еще по одному варианту, была задушена во сне Аргусом.

0

8

КЕРЫ

Олицетворение судьбы у древних греков; первоначально души умерших, сделавшиеся кровожадными демонами. Упомянуты в Илиаде ( XVIII 535), Одиссее (V 387; XII 157; XIV 207; XV 235), в «Аргонавтике» Аполлония (I 683 и др.). Божества смерти, рождены Никтой.
Приписываемое Гесиоду стихотворение описывает Кер как уродливых страшилищ, мрачных, со скрежещущими зубами, обрызганных кровью, спорящих друг с другом за павших на поле битвы, которых кровь они высасывают. Изображение Керы позади Полиника было на ларце Кипсела. Позже Керы были отождествлены с эриниями. Иногда Кера описывалась как единственная богиня, персонифицирующая насильственную смерть; она была дочерью Никты (Ночи) и Эреба (Мрака).

0

9

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА

Дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах, убитое Гераклом (Геркулесом) в качестве одного из его двенадцати подвигов. Её вскормила Гера. Ее называли лернейской Ехидной. Поэт Писандр впервые вместо одной головы приписал ей много. По одному из описаний, змея с девятью головами, либо у неё 50 голов, либо из туловища вырастало сто шей. По разным авторам, 50 либо 7 голов, причём вместо одной отрубленной вырастали три, а одна голова была бессмертна. Логовищем гидры было озеро Лерна вблизи Арголиды. Под водой был вход в подземное царство мёртвых, который охранялся гидрой. Она жила на холме у источника Амимоны (либо под платаном у истоков реки Амимоны).
По приказу царя Еврисфея Геракл и Иолай направились на поиски гидры и по совету Афины сразили ее. На ларце Кипсела Афина была изображена рядом с героями. Иолай прижигал гидре головы, а Геракл поразил ее косой. На помощь гидре выполз рак (греч. Каркин). Срубив бессмертную голову, Геракл зарыл ее в земле и навалил тяжелый камень у дороги, едущей через Лерну на Элеунт. В желчи гидры Геракл смочил острия своих стрел. Согласно Паниасиду, когда Геракл сражался с гидрой, все звери были на его стороне, только рак вылез из болота и укусил его за ногу, но Геракл ногой раздавил его. Гера поместила рака на небо. Есть версия, что Геракл пострадал от укусов гидры в местах, не защищенных шкурой льва, оракул велел ему идти на восток за цветком, в Финикии он нашел цветок лотоса, внешне похожий на гидру, и исцелился.
Еврисфей посчитал, что этот подвиг совершен не по правилам, поскольку Иолай помогал Гераклу прижигать отрубленные головы, и не засчитал его. Гидра запечатлена на небе в одноименном созвездии — Зевс в честь этого подвига поместил ее на небо. По рационалистической интерпретации, Лерн был царем, не подчинявшимся Еврисфею, и у него была крепость Гидра, которую сторожили 50 храбрых лучников. По другой интерпретации, у неё было множество детенышей.

0

10

ГИПЕРБОРЕЯ

В древнегреческой мифологии и наследующей её традиции легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев. Согласно Ференику, они выросли из крови древнейших титанов. Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону. О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон». По Мнасею, они ныне называются дельфами.
В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона. Геракл принес оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию. Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море. Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на Делос к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию), Гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса.
Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).
Древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:
«За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа».

0

11

АДСКИЕ ГОНЧИЕ

Дьявольский пёс ада, часто появляющийся в ролевых и компьютерных играх, а также в мифологии и в литературе. Он имеет, как правило, такие особенности, как неестественно большой размер, черную шерсть, блестящие глаза, супер-силу или скорость, призрачную суть, а иногда даже способность разговаривать. Им часто поручено охранять вход в мир мертвых или выполнение других обязанностей, связанных с загробным или сверхъестественным, такие, как охота на заблудившиеся души и охранять сверхъестественные вещи. Наиболее известный, вероятно, адский пес это Цербер, страж Аида из греческой мифологии. Другие примеры — гончие в Кельтской мифологии как часть Дикой Охоты. Эти гончие имеют разные имена в местных фольклорах, но они обладают типичными характеристиками адских гончих. Миф является единым для Великобритании, и многие имена даются явлениям: Черный Шук Восточной Англии (которая уходит своими корнями в мифологию викингов, и также кельтов), Мудди Дуу на острове Мэн, Гвиллиу Уэльса, и так далее. Кроме того, стоит назвать такие имена как Гарм из скандинавской мифологии и Геката из греческой мифологии, так как адские псы, сторожащие перекрестки, воем предупреждали о ее приближении. В более поздний период, образ адской гончей получил развитие в литературе: наиболее известные образны, такие как Грим, упоминавшийся в Гарри Поттере и Собака Баскервилей из повести о Шерлоке Холмсе.  Они могут выдыхать пламя и неутомимо преследовать беглецов. Адский пёс в некоторых источниках - это слуга демона, который является чтобы забрать душу у человека, заключившего с этим демоном сделку.

0

12

ГАРПИИ

Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, либо дочери Тифона; либо дочери Борея, сторожат Тартар - архаические доолимпийские божества, персонификации различных аспектов бури. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Упомянуты в «Одиссее» (I 237 и др.). Гарпии - одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии.Они,подобно прочим чудовищам,наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с телами и крыльями грифов,длинными острыми когтями, но с лицами и телами женщин. По Гесиоду, их две: Аэлло и Окипета.

Дочь Океана глубокотекущего, деву Электру
Взял себе в жены Фавмант. Родила она мужу Ириду
Быструю и Аэлло с Окипетою, Гарпий кудрявых.
Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных
Носятся Гарпии эти, паря высоко над землею.

Гесиод, «Теогония». /Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко.

По Гигину, их имена: Келено, Окипета, Подарка; или Аэллопода, Келено, Окипета. Традиционно гарпий представляют в виде трёх сестёр (Аэлла — «Вихрь», Аэллопа — «Вихревидная», Окипета — «Быстрая», Келайно — «Мрачная» по прозвищу Подарга — «Быстроногая»).
Гарпий обычно помещали на Строфадских островах в Эгейском море. С птичьими головами и ногами, грудь, живот и бедра человеческие.

Согласно Вергилию, гарпии обитают в аиде:
В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают….

Вергилий, «Энеида»

В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за слишком точные предсказания будущего. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что её невозможно было есть». Их изгнали родичи Финея, аргонавты Калаид и Зет. По истолкованию, эти гарпии - на самом деле гетеры, которые проедали добро Финея. По некоторым авторам, они погибли. Cогласно Гесиоду, Антимаху и Аполлонию, не были убиты и скрылись в гроте на горе Дикте на Крите. По Акусилаю, гарпии сторожат яблоки, по Эпимениду, тождественны Гесперидам. Сейчас, некоторые современные авторы обобщая и соединяя многие из мифов и сказаниях о гарпиях пишут что название этих существ происходит от греческого слова "хватаю" или "похищаю", потому что гарпии уносили людей или отнимали у них еду. В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами; в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди. Их причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства. Считалось, что гарпии появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам стервятникам. Гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов.

0

13

ОРФ

Чудовищный двуглавый пёс, порождение Тифона и Ехидны, брат Кербера и других чудовищ. Является отцом Сфинкса (по одной из версий) и двойником Кербера и Лернейской гидры. Служил великану Гериону и сторожил его коров, был убит Гераклом, который поразил его дубиной при похищении коров (десятый подвиг Геракла). Кроме двух собачих голов, обладает семью головами дракона. Согласно Поллуксу, в Иберии Орф имел святилище и носил имя Гаргеттий.

0

14

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ

Сын Тифона и Ехидны, лев чудовищной величины с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не брало ни одно оружие. Либо рожден Ехидной и Орфом, вскормлен Герой, царствовал в области Апесанта, Немеи и Трета; либо выкормлен Селеной, либо порождение Селены. По Геродору и Анаксагору, упал с луны. Зверь жил в горах возле города Немеи (город в Арголиде, на северо-востоке Пелопоннеса) и опустошал все окрестности. Появлялся между Микенами и Немеей в окрестностях горы Трета («Прорезанной»). Согласно Паниасиду, рыскал в окрестностях Бембины.
Первым заданием Геракла (Геркулеса) у микенского царя Еврисфея было убийство Немейского льва. Обителью чудовищу служила пещера с двумя выходами. Чтобы изловить зверя, Геракл завалил один из выходов камнями, и когда лев появился из пещеры во время сумерек, герой вступил с ним в схватку. Поскольку оружие не могло пробить шкуру Немейского льва, сыну Зевса пришлось ухватить его за горло, задушить чудовище, освежевать его и принести шкуру льва в Микены как доказательство совершённого подвига и собственной нечеловеческой силы. По Феокриту, Геракл выпустил две стрелы, но они не смогли пробить шкуру, тогда Геракл ударил его в голову дубинкой, та разлетелась на части, и Геракл задушил его. На скульптуре работы Никодама Геракл стрелял в льва. В честь этого подвига Зевс поместил на небо созвездие Льва (знак зодиака). Его шкуру стал носить Геракл, она сгорела с ним на Эте. Победа над ним изображалась в сатировской драме Эсхила «Лев».

0

15

МАНТИКОРА

Чудовище с телом красного льва, головой человека и хвостом скорпиона. Существо с рыжей гривой, имеет три ряда зубов и глаза, налитые кровью. Хвост мантикоры заканчивается шипами, яд которых убивает мгновенно.
Мантикорой (в переводе с фарси — людоед) индийцы называли тигра-людоеда. Острые края зубов многих хищников могут создавать ощущение, что во рту несколько рядов зубов. Чёрный ороговевший кончик хвоста напоминает коготь. Кроме того, по древним поверьям усы тигра считались ядовитыми. Персы увидели человеческое лицо на изображении тигра-божества и передали получившееся описание мантикоры грекам. Полагали, что мантикора является хищником и может охотиться на людей. Поэтому на средневековых миниатюрах часто можно увидеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах. Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия, благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Он (Ктесий) уверяет, что индийский зверь «мартихора» имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать также быстро как олень и ещё он дикий и людоед.
(Аристотель «История животных»)

Однако наиболее полное из древних описаний мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на её хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Во II веке н. э. Флавий Филострат Старший упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний Тианский расспрашивает Иарха на холме мудрецов.
Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV — Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».

0

16

ЛЕСТРИГОНЫ

Народ великанов-людоедов в греческой мифологии. Их местожительство в древности являлось предметом споров. С ними столкнулись Одиссей и его спутники, когда их корабли подплыли к «высокому городу» Ламоса. Одного из посланных Одиссеем на разведку спутников проглотил царь лестригонов Антифат. Потом Антифат позвал других лестригонов, которые стали уничтожать корабли, бросая в них со скал огромные камни. Людей они нанизали на колья и унесли на съедение в город. Гомер упоминает, что они живут у вод источника Артакии, а географы указывают, что Артакия находилась у Кизика. По Феопомпу, жили на Леонтинской равнине (Сицилия). По другим, на Леонтинской равнине жили киклопы. По Кратету, живут на севере, где краткие ночи.

0

17

ТЕЛЬХИНЫ

Вулканические божества морской глубины, почитавшиеся на Родосе как спутники Посейдона и составлявшие, по преданию, древнейшее население острова. Имя Тельхины происходит от глагола δέλγω — очаровываю, одурманиваю; поэтому Стесихор называет этим именем Кер и те ошеломляющие удары, которые затемняют сознание.
По Нонну, их три, они сыновья Посейдона. По Вакхилиду, сыновья Тартара и Немесиды, по другим – Геи и Понта. По Евстафию, бешеные собаки Актеона стали тельхинами. По еще одной версии, изгнаны Форонеем с Пелопоннеса и поселились на Родосе.
По Диодору, Тельхины были первые обитатели Родоса. Сыновья Богини Моря (Талассы) и вместе с Кафирой воспитали Посейдона, которого вверила их попечениям Рея. Они были изобретателями различных искусств и изделий, между прочим — искусства изготовления статуй богов. Были волшебниками. Сковали трезубое копье Посейдона. Они признавались также за чародеев; их могуществу приписывались перемены погоды, очевидно — в связи с вулканическим характером острова. Они обладали свойством изменять свой вид; ни с кем не делились своими знаниями и искусством. Поэтому им приписывалось изготовление таких предметов искусства, которые приносили вред и гибель, например серпа, которым Крон кастрировал своего отца Урана, трезубца Посейдона и др.
По местному преданию, Посейдон полюбил сестру Тельхинов Галию (морскую богиню) и был от неё отцом шести диких сыновей и дочери Роды, именем которой был назван остров. Как злые и завистливые демоны, они, по преданию, окропили поля острова водой Стикса к большому вреду для растительности и животных. С другой стороны, одному из Тельхинов, Миласу («Мельнику»), приписывается изобретение мельницы.
Согласно Сервию, на Родосе жили 9 тельхинов, которых убил Аполлон в образе волка. По Диодору, предвидев грядущий потоп, покинули остров и расселились. Либо, когда Аполлон, задумав овладеть о-вом Родосом и освободить его от власти Тельхинов, затопил его, Тельхины рассеялись по разным странам и, между прочим, поселились на Кипре, Крите и в Ликии. По версии Страбона, на Родосе было 9 тельхинов, причем те из них, кто сопровождали Геру на Крит, назывались куретами. Пришли с Крита на Кипр, а затем на Родос, первыми стали обрабатывать железо и медь, изготовили серп Крона. Часть обитавших на Крите тельхинцев прибыла в Беотию и основала храм Афины Тельхинии. По Овидию, «народ иалисских тельхинов» Зевс скрыл под воды.
Тельхинами Каллимах называл своих литературных врагов. По Светонию, имена тельхинов – золото, серебро и медь. Верование в этих подводных чародев-демонов было весьма распространено и существовало весьма долго, даже в византийскую эпоху.

0

18

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

Хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала. Вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти. Они нападали как на людей, так и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе, либо также поедали людей.
Микенский царь Эврисфей велел Гераклу победить стимфалийских птиц. Это неописуемо трудное задание герою помогла выполнить Афина Паллада: она дала Гераклу два медных тимпана, выкованных Гефестом. Богиня велела установить тимпаны на горе возле гнездовья ужасных птиц и ударить в них. Оглушительный звук тимпанов должен был заставить подняться птиц в воздух, а Гераклу следовало стрелять в них из лука. Геракл напугал птиц и перестрелял их, либо просто прогнал. Согласно Писандру, Геракл не перебил их, а прогнал шумом кроталов (трещоток). Выжившие в битве с Гераклом птицы покинули Грецию, улетев к берегам Чёрного моря. Согласно Павсанию, Стимфалидами называют птиц, водящихся в Аравии. В Стимфале был храм Артемиды Стимфалийской со статуями девушек с ногами в виде птичьих.
Птицы улетели на остров Аретиаду в Понте Евксинском (близ Керасунта) и атаковали аргонавтов, плывших мимо, но те прикрылись щитами. Когда аргонавты прибыли на остров Дию, птицы стали метать в них стрелы. По совету Финея они взяли щиты и копья и, подражая куретам, прогнали их грохотом. Либо это было на острове Арея.

0

19

СИРЕНЫ

Морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».
В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик. Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц. По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.
Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие – у Сиренусс. В послегомеровских сказаниях сирены изображаются, как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее.
Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в Одиссее. Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избег коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте. Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова не поддавшись искушению; поэтому, когда проплыл мимо них корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы; либо сбросили перья и утопились... Прочем, они также встречаются в мифах про Аргонавтов, которые также смогли мимо них проплыть благодаря чарующей музыке Орфея.
Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной. В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами. По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом. Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках. Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены». В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.
По Гомеру, сирен было две, Гомер рассказывает о них в двойственном числе, но имен не приводит. Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Либо их имена: Парфенопа, Лигея и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы. Музу Сирену упоминал Алкман.

0


Вы здесь » PJ: Behind the darkness. » information » Monsters: для непосявщенных


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC